СТАТЬИ 2008 г.


© "Печорское время", вторник, 8 марта 2008 года.
© Этот текст форматирован в HTML — www.pechora-portal.ru, 2008 г.
 
 

 

 

Ольга КОВАЛЕНКО: «Не завидуй не жалей, не проси»
 

   «Учусь у молодых воспринимать жизнь свежо, глядя на привычные вещи с другой стороны. Учусь у них простоте отношения к жизни», — говорит директор детской музыкальной школы Ольга Никифоровна КОВАЛЕНКО.
   — Ольга Никифоровна, вы музыкант — человек, понимающий самое сильное из искусств. И вот вам это надо — руководить, бумаги подписывать, ездить в налоговую?
   — Это не моё призвание. Однако должность предполагает и бумаги, и поездки. От них никуда не денешься, сидя в этом кресле.
   — Ну если не ваше, что ж сидите?
   — Так случилось, хотя я никогда не стремилась на руководящую должность и предположить не могла, что займусь административной работой. Но педагогической деятельностью я все равно занимаюсь, давая ребятам уроки вокала.
   — А как вы пришли в музыку? С детства была тяга к пению?
   — Да. Детство мое прошло в Кожве, хотя родом я из Белоруссии: отца в сталинские времена заслали на Север. Кожва тогда была промышленным центром, там жила интеллигенция, для которой музыка значила многое. В поселке была развита самодеятельность. Тамошние музыканты открыли во мне вокальный дар. Пела в школе и так запелась, что пою до сих пор (смеется).
   Потом я поехала поступать в Сыктывкарское педучилище на музыкально-педагогическое отделение. Когда училась на третьем курсе, приехали педагоги из Ленинградской консерватории. Они разыскивали способную молодежь, хотели меня забрать, а я не поехала, о чем всю жизнь жалею, потому что упустила шанс получить хорошее образование. Я струхнула, как человек, неуверенный в себе из-за плохого материального положения. Решила — лучше закончу музучилище и пойду поскорее работать, чтобы маме (отец к тому времени умер) было легче.
   — С одной стороны, вы — музыкант, с другой — педагог. Что для вас важнее — дети или музыка?
   — Не могу разделить. Сейчас. Раньше я, конечно, меньше представляла себя педагогом: мне казалось быть музыкантом важнее. А когда стала заниматься с детьми (стаж-то мой педагогический к 40 годам подходит), поняла, что отделить музыку от детей не могу.
   — А это важно — дать ребенку музыкальное образование?
   — Очень важно. Потребность в музыке есть у каждого: у кого-то в меньшей степени, у кого-то в большей. Современные дети испытывают недостаток слуховых ассоциаций. Вот я в детстве знала много оперных партий, симфоний, не понимая, что такое симфония, потому что они звучали по радио. А сейчас мы этого лишены. В телевизоре — ничего. Ну есть телеканал «Культура», так не у всех же. И, конечно, ребенок не может понять, что ему недостает классической музыки, потому что он ее не слышит. Но потребность в ней есть у каждого, и учить музыке нужно каждого.
   — Дети, посещающие школу, разучивают классику, но дома-то они, скорее всего, слушают попсу.
   — Редкие дети одержимы классикой. Да, наши воспитанники слушают попсу, но вкус у них, уверяю вас, гораздо лучше, чем у детей, не занимающихся музыкой.
   — А какой у вас музыкальный вкус?
   — Не могу сказать, что все время слушаю классику, но когда включаю «Культуру», а там — опера или симфония, сижу у телевизора до конца. Люблю Баха, Моцарта, Бетховена. В меньшей степени — современных классиков — Губайдулину, Шнитке. Может быть, не доросла до них. Эта музыка сложная. У ранних классиков всё стройно и понятно, а здесь строгих построений нет и для уха звучит тяжеловато. Время всё расставит на свои места. Когда-то не воспринимали Шопена, Шумана...
   — Вы привлекаете людей внутренней свободой и оптимизмом. Откуда в вас взялась внутренняя свобода, вы ведь из поколения, которое всего боится?
   — Я рано ушла от родителей: в Кожве школа была до 4 класса. Далее я училась в Печоре, живя в интернате для детей с периферии. И вот представьте: человек в 12 лет начинает самостоятельную жизнь. Нас, конечно, «строили», но ведь была и свобода. И потом, я общительная, вокруг меня всегда люди. Хотя есть и свои скелеты в шкафу.
   — А ваш оптимизм? Мне думается, что все веселые люди на самом деле совсем невеселые. Взять великих комиков, которые по сути трагики. Не таите ли вы за своей веселостью вселенскую грусть?
   — Вселенскую — нет, но что-то в этом есть. Порой мне чаще грустно, чем весело.
   — Чему вы учитесь у молодых?
   — Простоте отношения к жизни. Молодые не зациклены на том, что и как будет. Они живут сегодняшним днем, и они правы. Вот есть выражение: «Один смотрит на стакан и видит его наполовину пустым, а другой — наполовину полным». Я вижу его наполовину полным. И молодые видят так: им свойственны чувство свежести и надежды. Я учусь у них воспринимать жизнь свежо, глядя на привычные вещи с другой стороны.
   — Есть ли у вас свои жизненные премудрости?
   — Не завидуй, не жалей, не проси.
   — Мне кажется, ваша жизнь полна приколов.
   — Безусловно, и самый большой прикол тот, что я стала руководителем. Вот.
   У меня, наверное, не хватает мужества уйти. Коллеги этого не хотят, а я поддаюсь на их уговоры. И потом «привычка свыше нам дана...»
   Не могу сказать, что не хочу на пенсию, но уходить как-то тревожно. Есть натуры, любящие мыть, вязать, копаться в огороде... А я люблю читать. Очень. Это мое хобби, если о чтении можно так сказать. Но с героями книг общаешься, когда читаешь литературное произведение, а с коллегами на протяжении всей жизни. Боюсь оторваться от коллектива. И потом, моя профессия завязана на творчестве: я вижу, расту с ребенком или нет, если он безуспешен.
   — Кстати, о книгах. Кого из писателей любите?
   — Классиков люблю всех. Сейчас, как многие, читаю всякую муру: наши женские романы, Донцову, Устинову.
   — Я думала о вас лучше (шучу)!
   — Но я же не всегда их читаю!


Беседовала Ольга ОРЛОВА. 


В школу — на всю жизнь
 

   Приближается один из самых любимых женских праздников — 8 Марта, когда можно полениться, покапризничать вволю и задуматься о роли женщины в этом мире. Вдвойне приятно, когда на следующий день — день рождения, да еще и юбилей, как это будет у Людмилы Усачевой, учителя русского языка и литературы гимназии №1.

ДЛЯ СПРАВКИ.

   Людмила Петровна Усачева родилась 9 марта 1953 года в поселке Косью Печорского района в семье железнодорожника. Училась до 8-го класса в местной школе, затем вместе с родителями переехала в Печору, где продолжила учебу в школе N249. После ее окончания поступила на заочное отделение в Сыктывкарский педагогический институт. Работать в школе начала уже с 19 лет, с тех пор с ней не расстается вплоть до настоящего времени. По этому поводу говорит: «Как отвели в школу в первый класс, так до сих пор и не забрали».
   Из фильмов предпочитает смотреть нашу классику, экранизации литературных произведений, приключенческие фильмы, реже — не очень жестокие детективы.
   Любит слушать классическую музыку.
   Последняя книга, прочитанная Людмилой Петровной, — «Азазель» Б. Акунина. Но все же в основном читает книги, связанные с работой, времени на другую литературу практически не остается.
   — Почему вы пошли работать в школу?
   — Я даже и не задавалась вопросом почему. В Косью школа была небольшая — восьмилетка, детей было немного. Она была центром всей жизни, может быть поэтому. Единственная игра, которая у меня была, — это школа.
   Мы тогда жили в двухэтажном деревянном доме. У нас в подъезде было 4 квартиры. И так интересно сложилось (мы жили на 2-м этаже): я закончила пединститут и работаю в школе, а под нами на 1 -м этаже жила семья, и у них две девочки закончили пединститут. Одна из них трудится в школе №49, другая — в сельской школе Печорского района. Из соседнего подъезда девочка тоже закончила пединститут и работает по специальности.
   — Как вы считаете, есть разница между тем, какие у вас были учителя и какие они сейчас?
   — У нас коллектив устоявшийся, примерно все одного возраста. Но в основном качества тех учителей, которых я знаю и помню, есть и сейчас. Это доброта, внимание и сердечность. Может быть, напряженный ритм жизни заставляетучителей нашего поколения быть более энергичными. Раньше все было размеренно, спокойно, по-домашнему тихо, хорошо.
   — Работа отложила какой-то отпечаток на ваш характер?
   — Вспоминаю себя молодой учительницей, когда я была по характеру человеком очень темпераментным, вспыльчивым. И вот именно школьная жизнь сделала меня сдержанной, спокойной, уравновешенной, наверное, потому что все время с детьми находишься. Ко многим из них я отношусь не только как мама к детям, я уже учу детей своих учеников, то есть по возрасту это получаются внуки. На них по-другому смотришь.
   — У образования женское лицо. Есть разница между тем, как преподают мужчины и женщины?
   — У меня, к сожалению, не было возможности посмотреть, как преподают мужчины. У нас их очень мало.
   Когда училась в 49-й школе, был среди учителей мужчина-филолог. Он меня не учил, но я помню, как его всегда с большим почтением встречали, когда он шел по коридору. К сожалению, сейчас учителей-мужчин мало, но они должны быть, чтобы было какое-то равновесие. Если воспитывает одна женщина и в классе много мальчиков, конечно, это играет роль.
   — На ваш взгляд, какова роль современной женщины в мире?
   — Мне немножко не нравятся женщины, которые занимаются серьезными делами и забывают обо всем на свете. Я сама человек классический, поэтому считаю, что женщина в первую очередь должна заниматься детьми. Может, не сутра до вечера, как это раньше было (домашнее воспитание, образование), но все же большую часть времени уделять детям. Социальное здоровье общества всегда определялось по тому, какая женщина в обществе и чем она занимается. Поэтому, может быть, многим детям сейчас не хватает внимания, ласки.
   Мои ребятишки в прошлом году писали маленькое сочинение на тему «Идеальные родители — какие они?» Вообще, ответы очень интересные. Преимущественно дети пишут о том, что их родители идеальные. Вот, например: «Каким я вижу идеального родителя? Этот вопрос меня никогда не интересовал, ведь идеальные родители — это мои родители» или «Мне кажется, что мама у меня идеальная, а папа не очень. Но, несмотря на это,ялюблю их обоих очень сильно. Идеальный папа, по моему мнению, должен быть добрый и немножко строгий. Он должен любить своего ребенка, не кричать на него, если ребенок чего-то не понимает». Вот еще одно: «Мама должна быть очень ласковой и нежной. Следить за хозяйством, за домом, за опрятностью всей нашей семьи. Папа должен быть немного строгим, заботиться о своей семье. Он в моем понятии хозяин нашего дома. Моя же семья несколько отличается от моего идеала. Мы живем раздельно, поэтому папа не заботится о маме, а мама — о папе. Но я все равно их люблю обоих и ценю заботу обо мне». Так рассуждают пятиклассники.


Елена ФИЛИППОВА.


Женщина — это...
 

   Что есть женщина для мужчины? Сплошная загадка! А что есть женщина для психолога ? На вопросы корреспондента «ПВ» Татьяны Плосковой отвечает психолог ГУ РК ЦПСиД «Ассоль» управления социальной защиты населения Агентства РК по социальным вопросам по г. Печоре Олеся ПАСТУХ.
   — Олеся Михайловна, вот есть мужчина и есть женщина, которые отличаются друг от друга не только физиологически.
   — С точки зрения психолога, мужчина и женщина — два разных человека по всем показателям. Что касается эмоционально-волевой сферы, то они по-разному воспринимают информацию, запоминают и мыслят. Мужчина более рационален, женщина — более эмоциональна. Вот мужчины говорят, что женскую логику не познать, что у женщин её нет. Хотя есть, но своя, основанная на эмоциях. Женщины тоже умеют решать задачи и делать выводы, но они, как правило, думают сердцем, а мужчины — головой.
   И поведение у них разное. В кризисной ситуации мужчина, как правило, действует быстро и логически, не теряется. Женщина, как правило, ведет себя хаотично.
   Рассмотрим личностную сферу. Мужчина силен, ловок, мужествен. Женщина заботлива, нежна, добра.
   — А кто из них психологу интереснее? Вот говорят, будто мужчина сложнее женщины.
   — Сложнее в том отношении, что его труднее понять. Он как улитка в раковине: его сложно вывести на разговор и понять его внутренний мир. А женщина словно открытая книга: она легко идет на беседу, в разговоре ее легко заинтересовать, в то время как мужчине сложно развязать язык, если он в этой теме не заинтересован.
   — Но интеллект мужчины глубже.
   — Не глубже. Мужчина берет те знания, которые ему пригодятся в жизни, женщина — все. То есть у него качество, у нее количество. Она осведомлена во всем, но неглубоко, он знаток в одной области знаний, например на своей работе.
   — Современная женщина сильно отличается от дам XX века, а тем более XIX. Она независима и самостоятельна. Это хорошо или плохо для цивилизации?
   — Мужчина от природы — добытчик, а женщина — хранительница очага, воспитатель своих детей. Мы изменили своей природе и получили социальные проблемы — распад семей, детскую беспризорность... Но раз цивилизация так развивается, надо пройти этот путь, как когда-то матриархат. Все вернется на круги своя. Мы — дети природы и никуда от этого не денемся.
   — Что такое женское счастье?
   — У каждой свой рецепт счастья. Женщина в жизни выполняет какую-то роль: жены, матери, любовницы, коллеги, дочери. Любую из них она примеряет на себя, на предмет, удобно ли, каково мне в этом состоянии. В какой роли она чувствует себя лучше всего, ту она и принимает как счастье. Одна понимает, что дети — все, и не важно, какой муж, заработок, ступень на карьерной лестнице. Она вся в детях, и это — ее счастье. Другой нравится работать, делать карьеру, и для неё она — счастье. Если две такие женщины встретятся и каждая будет говорить о своем, они не поймут друг друга и разойдутся, потому что счастье индивидуально.



Не пора ли нам вернуть матриархат?
 

   Сегодняшний праздничный номер, безусловно, посвящен прекрасной половине человечества. В этот день особенно хочется наговорить в адрес женщин много хороших слов. И прав философ, сказавший, что у ног женщины, вскормившей своей грудью человечество, — весь мир.
   Действительно, современные барышни стали весьма активны, они покорили землю. Женщины-ученые, женщины-космонавты, управляющие и директора, министры и законодательницы моды, президенты, наконец. Сила женского влияния велика, так не пора ли вернуть матриархат?
   Ирина ИГНАТОВА, заведующая детской поликлиникой № 1:
   — Думаю, что матриархат, конечно, не нужен, ведь в современном обществе и у мужчин должна быть своя достойная ниша. Хотя пожелать мужскому полу немного подвинуться не помешает. А то ведь как получается? С раннего детства мальчишки «выезжают» на девочках: девочки — в концертах, девочки—в учебе, девочки — в общественно полезных делах. А потом в правительстве, к примеру, — мужчины, мужчины, мужчины...
   Хотелось бы, конечно, чтобы и в правительстве у женщин было достойное место, потому что женщина, жена, мать всегда нацелена на лад в семье, а без благополучия в семье не будет благополучия и в обществе.
   Руслан ЕЛФИМОВ, начальник отдела по борьбе с организованной преступностью ОВД г. Печоры:
   — Я считаю, что такое явление, как матриархат, точно также, как и патриархат, неправильное. Это, скорее всего, насилие одного пола над другим, а такого в нашем обществе быть не должно. Слава Богу, что времена матриархата канули в Лету и теперь и мужчины, и женщины имеют равные права.
   И все же будет правильно, если мы, мужчины, будем защищать женщин, потому что они — прекрасная половина человечества, которой в день 8 Марта я желаю только процветания!
    Владимир ЧЕРНОПЯТОВ, и.о. начальника штаба молодого крыла печорского отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» — «Молодая гвардия»:
   — Никакого матриархата! В нашем обществе не должно быть дискриминации по половому признаку. И хотя я очень хорошо отношусь к прекрасной половине человечества и горжусь ее успехами, с прискорбием хочу заметить, что и среди ее представительниц встречаются не лучшие экземпляры, как, впрочем, и среди представителей мужского населения.
   Я думаю, женщина должна оставаться женщиной: красивой, нежной, хрупкой и слабой. Ведь недаром говорят: «Сила женщины — в ее слабости».
   Татьяна КОНОНЕНКО, заведующая ДОУ «Белоснежка»:
   — В наше время матриархат бы рассматривался иначе, чем в былые века. Сегодня он, скорее всего, заключался бы в главенствующей роли женщины в политике.
   Но в любом случае, будь то матриархат или патриархат, подобные явления я не одобряю. И как работник дошкольного образования, я — за семью! Не нужно нам никаких крайностей, главное, чтобы у ребенка была полная семья, а в семье гармония и взаимопонимание. И пусть в этой семье каждый занимается тем, что у него лучше получается. И если женщина умеет выживать в политике, пусть ею и занимается. Главное, чтобы она оставалась женщиной: нежной, любящей, заботливой и, конечно, молодой и красивой!



Пусть вернется сторицей
 
   Мама, мама, мама. Ласковых рук тепло. Мама, скажешь «мама», И на душе светло...
   Эти слова в полной мере относятся к Александре Федоровне Мишариной, глаза которой полны доброты, участия, тепла.
   Скоро Александра Федоровна отметит свой 90- й день рождения, но, несмотря на возраст, помнит всю свою жизнь: как в детские годы жили без света — жгли лучину, помнит первую лампочку Ильича, первый трактор и самолет.
   Трудилась Александра Федоровна с 18 лет, ее трудовой стаж — 41 год.
   Всегда хотела стать учителем начальных классов и в 1941 году возглавила деревенский детский дом Усть-Куломского района. В 1943 году её приняли в партию и назначали редактором радиовещания и ответственным секретарем редакции газеты Усть-Куломского района «Вор фронт» («Лесной фронт»). Этот труд был отмечен страной: А.Ф. Мишарина награждена медалью «За доблестный труд в годы войны».
   В 1961 году приехала с мужем и четырьмя детьми в северный поселок Красный Яг, где работала директором детского дома до его закрытия. Ее бывшие воспитанники живут в Печорском районе, в Республике Коми и по всей России.
   А.Ф. Мишарина неразлучна с дочерью Людмилой. Старается помочь ей по хозяйству, насколько хватает сил; с любовью относится к внукам (их шестеро) и четверым правнукам.
  Она с нетерпением ждет почту, стараясь быть в курсе событий в стране, читает «Комсомольскую правду» и «Печорское время».
   10 марта Александра Федоровна будет принимать многочисленные поздравления от родных и близких ей людей. Администрация п. Озерный и совет ветеранов поздравляют Вас, уважаемая Александра Федоровна, с 90-летием!
     Пусть тепло и свет, подаренные Вами на жизненном пути окружающим, вернутся к Вам сполна!



Наталья КУПЦОВА,
глава СП «Озерный» 


Хорошее не забывается
 

   Слова огромной благодарности выражаю коллективу неврологического отделения центральной районной больницы за их внимательное, душевное отношение к пациентам.
   Благодарю за заботу медсестер Дину Алексеевну Терентьеву, Светлану Александровну Новик; за чуткость и понимание работника пищеблока Светлану Николаевну Чупрову и медсестру процедурного кабинета Марину Валентиновну Нелаеву. И конечно, от всей души благодарю лечащего врача Алексея Альбертовича Хвиюзова за его благородный труд и желаю здоровья, успехов в работе, семейного благополучия.
   Поздравляю от всего сердца женскую половину отделения с праздником. Пусть весна согреет вас своим теплом, пусть солнце каждый день вам улыбается, а настроение будет прекрасным.


Петр КОВТУН,
пенсионер, ветеран труда.

 

Помогли каджеромцам
 

   Сельская библиотека и школа СП «Каджером» выражают благодарность директору ООО «Севертрейд» А.И. Штранц, главному инженеру Северного ЛПУ МГ А.В. Сапегину, зам. начальника Вуктыльского ЛПУ МГ В.И. Сапегину за помощь в доставке и перевозке книги оборудования для кабинета химии из Сыктывкара и Печоры в Каджером.


Эдуард ВОДОДОХОВ, директор СОШ.
Эльвира МАТОЧКИНА, зав. библиотекой. 



   Администрация сельского поселения «Зеленоборск» выражает огромную благодарность заместителю руководителя администрации MP «Печора» Илье Васильевичу Семяшкину за организацию выездного обслуживания врачей-стоматологов для жителей п. Зеленоборск.
   Также хочется отметить высокопрофессиональное и чуткое отношение врачей-стоматологов Надежды Борисовны Измайловой и Ольги Николаевны Субботиной к пациентам.
   Желаем вам здоровья, успехов в работе. Мы очень надеемся, что выезд этой бригады в Зеленоборск будет ежегодным.


Лидия ФОМИНА,
руководитель администрации СП «Зеленоборск

 

А снега немного!

   «Нынешняя зима выдалась многоснежная. Наверное, весна будет слишком мокрая. Что обещают синоптики?»
   Удивительно, но, по сообщению начальника отдела гидрометобеспечения Печорской зональной гидрометобсерватории Людмилы Дубровской, нынешняя зима, напротив, малоснежная. По данным на конец февраля, объем снегозапаса не дотягивает до нормы на 13 процентов, в то время как высота снежного покрова равна 82 см (норма 83). Структура снега рыхлая. Что касается льда, то он тоньше среднемноголетнего почти на 13 процентов. Каким выдастся апрель— мокрым или слишком мокрым — сказать пока трудно: все зависит от погоды, а ее прогноз корректируется ежедневно.
   Наиболее вероятный прогноз синоптики делают не более, чем на 3 дня вперед. По их словам, 8 марта погоду на нашей территории сформирует циклон. Ожидаются снег и слабая метель при восточном ветре, дующем со скоростью 7-12 м/с. Ночная температура — -13 -18 градусов, дневная — -10-15. 9-10 марта похолодает, возможны ночные прояснения, при которых столбик термометра опустится до -20-25 градусов. Днем —10-15 градусов.
   Вообще же мартовские холода для нашей территории типичны, однако ночные морозы в этом месяце компенсируются довольно умеренными по температуре днями за счет суточного хода в 10-12 градусов.

Ольга ОРЛОВА. 

 

вернуться