СТАТЬИ 2008 г.


© "Печорское время", пятница, 9 мая 2008 года.
© Этот текст форматирован в HTML — www.pechora-portal.ru, 2008 г.
 
 

 

Пусть ветераны еще поживут!

   «Вот они, ветераны, смотри, сколько орденов!» — перешептывалась детвора, сидевшая в актовом зале городского Дома детского творчества. В этот день для их прадедов, воевавших на полях Великой Отечественной, воспитанники ГДДТ давали представление.
   Праздничные концерты в канун 9 Мая стали доброй традицией. Ветераны в такие дни будто молодеют, подтягиваются, забывают о своих проблемах. Сверкая орденами, они появляются на публике, кто самостоятельно, а кто опершись на плечи детей и внуков. Как только начинают звучать поздравления в их адрес, появляются улыбки на их мудрых лицах.
   В этот день ветеранов поздравляли много. Глава муниципального района Василий Торлопов произнес теплые слова, руководитель исполкома Печорского отделения партии «Единая Россия» Наталья Бузина со слезами на глазах призналась, что чем меньше из года в год остается ветеранов, тем больше начинаешь ценить их великий подвиг, тем сильнее любовь к освободителям.
   Свою благодарность выразили и дети. Юные артисты порадовали прадедов песнями и танцами и заслужили бурные аплодисменты орденоносцев. Потом всех пригласили сфотографироваться. Кто-то произнес: «В прошлом году нас, кажется, было больше...». Остановись же, мгновение! Пусть ветераны еще поживут!


Елена МАЛЮТИНА


Листочек из военного детства

   «Ануфриева Нора умерла 5-го апреля 1943 года 11 часов днём...
   Ануфриев Виталий умер 10-го апреля 7 часов 40 мин вечером 1943 года...». Эти записи, сделанные округлым детским почерком, я увидела на давно пожелтевшем листочке — бланке какой-то квитанции в доме Елены Ивановны ПАНЧЕНКО, старожила нашего города.
   Надписи напомнили мне дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой, одного за другим потерявшей в блокадном городе всех членов своей большой семьи. Дневник Тани Савичевой, как известно, фигурировал на Нюрнбергском процессе и стал одной из многочисленных улик, подтверждающих преступления фашизма против человечества и человечности. А сколько подобных улик и сегодня ещё хранится в памяти даже нашего послевоенного поколения, не говоря уже о детях войны!
   И не только тех, кто оказался в блокаде или на оккупированной территории. Хлебнули лиха и навсегда стали антифашистами и маленькие жители большой страны, пережившие войну в глубоком тылу. Лаконичные детские отметки о смерти самых близких, напомнившие мне печально знаменитый дневник Тани Савичевой, сделаны рукой Лиды Ануфриевой из припечорского Щельяюра — поселка, находившегося в сотнях километров от линии фронта. Лида — старшая сестра Елены Ивановны Панченко, которая и сегодня бережно хранит в семейном архиве этот пожелтевший листочек бумаги вместе с фронтовыми письмами отца. Писем всего четыре. Елена Ивановна давно знает всё, что в них написано, но вновь и вновь перечитывает. Почему? Об этом её рассказ.
   Давно ушедшие годы Великой Отечественной войны и сегодня не стёрты ни из памяти, ни из жизни. Потому, наверное, что крепко зацепили они моё детское сердце. Именно пережитое в детстве стало одной из важных, если не главной, основой моего миропонимания, фундаментом последующих лет моей жизни. Приближающийся День Победы снова и снова вызывает во мне потребность перечитывать письма отца с фронта. Читаю незамысловатые строчки, и во мне звучит не его голос, которого я даже и не помню (когда он уходил на фронт, мне не было и пяти лет), звучат слова из песни Яна Френкеля: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей...».
   Всего четыре письма, а сколько в них пережитого, сколько беспокойства о нас, детях. Отец понимал, что с его уходом тяжко нам приходится, ведь мама осталась одна с девятью детьми. Отец спрашивает маму о каждом из нас, о нашей учёбе, о том, есть ли продукты, имеются ли в доме хоть иногда молоко и масло, спрашивает о родственниках в Гаме и Мохче, наставляет Лёню, старшего из сыновей... А ещё в его письмах — твёрдая вера в то, что
   Победа будет за нами. Ссылаясь на слова Сталина, отец пишет: «Сорок третий должен стать решающим годом для разгрома немецко-фашистских войск. Враг всё слабеет, а наша Армия крепнет».
   Увы, в то время, когда он писал последнее своё письмо, нас, его детей, оставалось уже пятеро. Зафиксированные рукой Лиды потери апреля сорок третьего, когда один за другим умерли от голода брат Виталий и сестра Нора, — только одна из трагических страниц нашего далёкого военного детства. Отец не знал о подробностях нашего голодного и холодного быта. Мама отмалчивалась, скрывала от него случившиеся с нашей семьей страшные, трагические события. Можно представить состояние моей мамы, Ануфриевой Антониды Фёдоровны! Сколько горя и слёз выпало на её долю!
   Письма отца давали вдохновение и силы для преодоления всех невзгод. Мы, дети, пели «Вставай, страна огромная...» и песню о партизанах «Ой, туманы мои, растуманы». Мы подпевали песням, звучавшим из черной тарелки радио, потому что эти песни были о нас — о наших отцах, воюющих с фашистами, о любви наших матерей к ним. Я до сих пор помню слова из популярной тогда песни «Студенточка», которую очень любила моя мама: «...пожар войны нас разлучил с тобой, за Родину ушёл на смертный бой». Бой действительно оказался смертным: в январе сороктретьего пришла похоронка на отца... Об этом — на обратной стороне всё того же листочка — Лидиным детским почерком написано: «Ануфриев Иван Григорьевич умер 8-го января 1943 года 10 часов вечером».
   Мой отец работал до войны учителем начальных классов. Поэтому я жила и училась с мечтой продолжить его дело, посвятить себя народному образованию. Тем более что среди знакомых мне с детства педагогов было немало примеров, достойных подражания. Никогда не забуду Дмитрия Афанасьевича Хозяинова, бывшего в годы войны директором речного техникума, человека большого ума и души. Это он перевёз нашу семью из Ижмы в Щельяюр, дал маме работу, а нам — кров. Все, кто трудился в те годы в Щельяюрском речном техникуме, жили одной семьей, как могли помогали друг другу, и мне никогда не забыть этих людей... Дмитрий Афанасьевич, можно сказать, спас нашу семью. Я закончила в Щельяюре десятилетку, затем педучилище и Ленинградский пединститут им. Герцена. Все годы учебы моими кумирами были настоящие патриоты нашей Родины и те, кто жил рядом, и герои книг «Сильные духом», «Четвертая высота», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Брестская крепость»...
   Начиная с первых лет работы, я старалась проводить свой отпуск в поездках по историческим местам, считая своим долгом поклониться тем героям, о которых узнала из книг, и другим, безвестным.
   Мемориальное Пискаревское кладбище в Ленинграде, мемориалы и памятники Неизвестному солдату в Киеве и Севастополе, Новороссийске, Волгограде, Таллинне, семейная братская могила Сосниных, героев документальной книги Сергея Смирнова «Семья», заживо сожженных фашистами за помощь партизанам, в городе Малине Житомирской области. А разве можно передать словами то состояние, которое испытываешь, когда подходишь к детскому концентрационному лагерю Саласпилс?! Это лишь неполный перечень тех памятных, святых для меня, мест, которые мне удалось посетить. Я считала это своим долгом. Может быть, ещё и потому, что понимала: кто-то такой же, как я, пришел в этот момент поклониться и к той братской могиле в Мурманске, где навсегда остался мой отец.
   Разве могу я забыть то, что пришлось пережить моей маме, моей семье, моему народу? Разве забудешь, какие жертвы пришлось положить на алтарь Победы?
   Работая многие годы в образовании, я всегда старалась с дошкольного возраста прививать детям чувство патриотизма, которое в каждом из нас начинается с любви к нашей малой родине и людям, рядом живущим. Сейчас говорить о патриотизме немодно. Но я убеждена в том, что и сегодня у детей есть потребность ощущать себя частичкой нашего российского народа, своей Родины — России. Такая потребность таится в каждом с детства. И от нас, взрослых, зависит, получат ли маленькие граждане страны отклик на эту потребность, или она погаснет в их душах, ещё не осознанная, так и не раскрывшись.
 


Материал подготовила к печати
Валентина СЕМЯШКИНА.
 



Обязаны ветеранам

   Война... Все дальше и дальше от нас события сороковых прошлого уже века, все меньше остается с нами ветеранов. Мы, выросшие в Советском Союзе, воспитанные на патриотических чувствах, помним и чтим их, тем более что почти во всех семьях деды, бабушки, отцы, матери или воевали, или трудились в тылу. Многое пришлось им пережить: лишения, тяготы, болезни, смерть родных, друзей, но они двигались к Берлину, приближая победу ценой жизни.
   Мы живем в мирное время. Обязаны мы этим им, ветеранам, вынесшим все тяготы войны на своих плечах.
   Сердце щемит от боли, видя склонившиеся головы ветеранов перед Вечным огнем в память о погибших. Медленно течет слеза по морщинистой щеке. Низкий поклон вам, дорогие наши! Вы спасли этот мир. Но он такой хрупкий. И каждый из нас должен помнить об этом.
   Сейчас во всем мире активизируются националистические движения. Так называемые скинхеды, баркашовцы — «борцы за чистоту расы», есть и в нашем небольшом городе. Год назад я наблюдала такую картину: один из таких «борцов» рисовал свастику на стене детского сада, я, подходя, окликнула его. Он оставил свое занятие и ушел вместе со своими подружками, весело смеясь. Мужчина, к которому я обратилась с просьбой остановить его, сослался на свою занятость. Равнодушие... Что может быть страшнее? Кстати, эта свастика до сих пор нарисована на стене детского сада «Малышка», и никому и в голову не приходит закрасить ее.
   Равнодушие может ранить больше, чем пуля. Мимо этой стены со свастикой каждый день проходят люди и ветераны, оставшиеся в живых. Что у них в душе, у них, победивших черную чуму XX века?



От рядового до подполковника

   Накануне Дня Победы в Печорский историко-краеведческий музей передала большую коллекцию интереснейших фотографий и документов, доверяя частицу памяти о своём муже, Мария Павловна Богданова. Изучив документы и послушав воспоминания, нам удалось восстановить некоторые события из жизни ветерана.
   С самого начала Великой Отечественной войны 25-летний солдат Ермолович, уроженец Белоруссии, ушёл на фронт. Ему уже была знакома солдатская жизнь, так как 2 года военной службы были позади. В 1942 году окончил пехотное училище и в звании лейтенанта стал командиром пулемётного взвода. Славный боевой путь прошёл старший лейтенант. Освобождал столицу Украины и город Фастов в 1943 году, участвовал в прорыве обороны немцев в районе Коростеня, Житомира, Казатина и освобождал город Житомир в 1944 году, а также города Ченстохов, Пшедбуж, Радомско, воевал в немецкой Силезии, на реке Одер и участвовал в захвате городов Милич, Бернштадт, Намслау, Карльмаркт, крепости Оппельн в 1945 году. За полное очищение от противника Домбровского угольного района и южной части промышленного района немецкой Верхней Силезии, форсирование реки Одер и овладение плацдармом юго-восточнее Бреслау и городом Бунцлау в 1945 году Филиппу Елисеевичу объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего. А также он получил благодарности за участие в боях при прорыве обороны немцев на реке Нейсе в апреле 1945 года, за овладение столицей Германии, городом Берлином, в мае 1945 года, за овладение городом Дрезденом в мае 1945 года, за овладение столицей Чехословакии, городом Прагой, в мае 1945 года.
   Одну из наград командир взвода получил, когда шли освобождать Краков. Внук рассказывает: «Ночи были тёмные. Когда остановились, дед понял по природным приметам, что будет снег. У местного населения собрали простыни и накрыли танки, замаскировали. За самовольность его арестовали на 5 дней. Но, когда на рассвете бомбили, прикрытые танки остались неповреждёнными. За находчивость деду объявили благодарность».
   Ветеран редко говорил о войне. Трудно было вспоминать этот ужас. За время войны Филипп Елисеевич был несколько раз ранен. Мария Павловна запомнила его рассказы: «...Открыл люк танка, вдруг удар по каске — дзинь. От пули каска впилась в череп, вызывая сильную боль. Отлёживаться некогда, в санчасти наложили бинты — и снова в бой. А один раз его сильно ранили в левую руку, рана стала гноиться. Хотели ампутировать, но помог один старый доктор, узбек. Набрали мха, распарили, обмотали руку, и так несколько раз. Лечение помогло. А вот ещё случай. Бой был жестокий, недалеко от Польши. Мужа ранило, оглушило и завалило землёй. Когда всё стихло, санитары искали раненых, но его не заметили. Обнаружил Филиппа какой-то старик (задел ногу). И муж зашевелился. Старик помог выбраться. Из лесочка выкатил «тарантайку» и повёз в госпиталь, располагавшийся в церковном здании. Вёз по узкоколейке. Раза три были налёты, бомбили. Он в лес, а раненый лежит, смотрит в небо и думает: попадут или нет? Но страха не было, потерял много крови. После операции сбежал на фронт, но вернули — рана гноилась. До конца жизни муж носил осколок около сердца».
   Однажды пошли в разведку: «Ползли трое суток, голодные, мокрые, холодные. На рассвете подошли к немцам, а там солдатская кухня. Запах! Около неё никого. Взял полевой трос, подполз, убрал колодки от колёс, толкнул. Махнул рукой своим. Кухня покатилась под гору. И немец тут как тут, смотрит. А я с детства много немецких слов знал, гаркнул по-немецки — и к своим. По рации сообщили местонахождение немцев. Набрали котелки, но поесть не успели. Шли в тумане, который выстилал овраг. Соединились с нашими войсками и разгромили фашистов за полтора часа. И уже потом наелись».
   Филипп Елисеевич войну закончил в Праге. Сохранилась фотография с надписью: «Прага в День Победы». Но служба продолжалась. Командир зенитного пулемётного взвода, командир кадрового взвода, командир пулемётной роты. В 1952 году окончил Окружные объединённые курсы усовершенствования офицерского состава Ленинградского военного округа. В звании майора с должности командира зенитно-пулемётной батареи в августе 1954 года уволен в запас.
   В Коми АССР приехал в 1971 году. Сначала работал в Кылтовском леспромхозе, потом трудился в учреждении ПЛ-350/5 в п. Миша-Яг Печорского района. Ветеран труда.
   Немного не дожил Филипп Елисеевич до 63-й годовщины Великой Победы, которая приближалась и была одержана такими отважными людьми. Об этом свидетельствуют его награды, которые бережно хранятся в семье: орден Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Дорога память о нём. Мария Павловна вспоминает о муже как о заботливом, душевном, внимательном человеке.

Ольга КАПУСТИНА,
Ирина ИВАНОВА,
научные сотрудники МУ «Печорский историко-краеведческий музей»
 




На повестке дня — патриотизм

   С учениками 9 «б» класса СОШ № 49, у которых уроки истории ведет Лариса Павловна СТАРИКОВА, я встречаюсь не первый раз. Они современные, умные, сообразительные ребята, у них широкий круг интересов, и самое главное, для них Великая Отечественная война не пустой звук, не нечто, о чем можно сказать: «Это было давно и неправда». В их семьях живут или жили участники той страшной войны, так что об этой трагедии они знают не только из учебников по истории.
   Дети понимают, а вот понимаем ли мы, взрослые, и все ли делаем для того, чтобы в душах наших детей взрастить ростки патриотизма и гордости за свою страну, ее историю? Об этом состоялся наш разговор с Ларисой Павловной, человеком неравнодушным, которую по-настоящему волнует эта тема: воспитание патриотизма у молодежи. Возможно, не все согласятся с ее точкой зрения, но каждый имеет право на собственное мнение.

«Слова учат, а поступки...»

   — Воспитание молодежи начинается не на уроках истории, оно должно стать направлением государственной политики. Молодежь — самая активная и восприимчивая часть населения. И говорить о воспитании патриотизма можно только тогда, когда власть уважительно относится к своему народу. В противном случае в молодежной среде будут доминировать настроения нигилизма. Не должно быть такого, что в школе подростки слышат одно, а в жизни сталкиваются с противоположным. Как говорили древние: «Слова учат, а поступки влекут».
   На фоне всеобщей безнравственности трудно формировать нравственную среду. Одним педагогам с этой проблемой не справиться. Я считаю, что главная функция власти — воспитательная, и очень жаль, что она далеко не в полной мере использует свои возможности в этом плане.
   — Как вы считаете, патриотизм входит в систему общечеловеческих ценностей?
   — Подростки хорошо понимают многие вещи через личностный подход, в том числе когда говоришь с ними о Великой Отечественной войне. Нравственные идеалы остаются неизменными во все времена и даже на войне.
   На уроках мы рассматриваем войну во многих аспектах: например, власть и война, народ и война, власть и общество, конкретный человек на войне через отдельные человеческие судьбы, судьбы целых семей. Ребята рассказывают о жизни родных им людей, ветеранов войны, которых они знают как членов своих семей. И это уже другое восприятие войны, нежели скучные строчки в учебнике истории. С учащимися ходим в городской музей, читаем книги, используем широкие возможности информационного поля Интернета. На изучение темы о ВОВ выделяю достаточно времени, потому что она того заслуживает.
   Могу сказать, что старшеклассникам интересна эта тема. В пределах школьной программы они ее хорошо знают, несмотря на то, что их поколение мало читает.
   Для меня Великая Отечественная война, как для человека и историка, — это триумф духа советских людей. Мы как народ смогли выстоять и подняться благодаря энергии созидания, а не разрушения. Это я всегда говорю детям и надеюсь, они меня понимают

Воспитание — это не урок истории

  — Совсем недавно я посмотрела новый фильм о войне «Гости из будущего». Кстати говоря, часть ваших ребят его уже видела. В двух словах о фабуле: группа молодых людей (4 человека) чудесным образом попадает в прошлое. Они оказываются в июле 1942 года в местах боев недалеко от теперешнего Петербурга и волею обстоятельств становятся бойцами отряда.
   Главные герои фильма до того, как перенестись в прошлое, занимались раскопками в местах боев с немцами. Они не были участниками поисковых отрядов, миссия которых носит благородный характер. Их целью стала продажа добытых при раскопках раритетов военной поры. Один из парней принадлежал к группировке питерских скинхедов.
   Но самое поразительное в том, что благодаря пережитому опыту настоящего участия в боевых действиях они внутренне изменились. Все это время они балансировали между жизнью и смертью. Такой опыт не забывается и не проходит бесследно. Согласны?
   — Войну нельзя представлять только в одном цвете — как проявление ура-патриотизма, у нее есть свои белые и черные стороны. В ситуации войны становится особенно ясно, кто на что способен: кто — на бессмертный подвиг, а кто — на трусость и предательство.
   У нового поколения иное мировоззрение, чем у их сверстников тех же 40-х годов. Однако такие понятия, как долг, верность, любовь, дружба, остаются востребованными во все времена. Безусловно, мы пытаемся воспитывать их в нашей молодежи. Но, насколько глубоко они укореняются в их сознании, определенно и однозначно сказать нельзя.
   Воспитание — это многоплановый процесс, это не обязательно урок истории. Скорее, это та атмосфера, духовная среда, которая культивируется в обществе в данную эпоху. Если она по своей направленности созидательная, то идеи патриотизма, общечеловеческих ценностей дают хорошие всходы и наоборот. Отдельными акциями эти проблемы не решить. Нужна долгая, целенаправленная, кропотливая работа и со стороны государства, и со стороны образования. Сегодня в обществе просто необходима здоровая цензура в отношении СМИ, которые так или иначе пропагандируют безнравственность и аморальность как норму жизни. Таким образом никому непозволительно делать деньги на духовном и историческом наследии народа.
   Кстати говоря, патриотическая идея может послужить неплохим стержнем, вокруг которого сплотится общество. Я не говорю о воинствующем патриотизме, это будет энергия, направленная на мирные цели — социальное и материальное благополучие народа, а не на отдельно взятых олигархов.

Беседовала Тамара ЮРЧЕНКО.

 


Вещдоки Великой Отечественной

   Трофейные кортик и карта Берлина, фотоальбом фронтовика — реликвии Великой войны, ставшие экспонатами Печорского историко-краеведческого музея. О военных вещах, имеющихся в фондах музея, корреспондент «ПВ» Ольга ОРЛОВА беседует с главным хранителем ПИКМ Зифой ЧИКОВОЙ.
   — Зифа Аухатовна, много ли в музее экспонатов периода 1941-1945 годов?
   — Экспонаты военного времени — это документы и вещи. Музей хранит 41598 документов, включающих уникальную картотеку мобилизационных карточек, или карточек учета призванных на фронт. Их у нас 40196. В карточки вносились Ф.И.О., год и место рождения гражданина, каким военкоматом был призван (в данном случае Кожвинским), куда и из какого населенного пункта, где работал. Эту картотеку я назвала уникальной, потому что, думаю, в других музеях столь обширной коллекции мобилизационных карточек нет. Нам их передал Печорский горвоенкомат в 1998 году. Карточки находятся в хорошем состоянии. Еще порядка 15 тысяч таких документов восстановлены, то есть написаны в наше время. У нас, к сожалению, нет сведений о гражданах, призванных на фронт в 1941 году, потому что тогда их призывал Усинский военкомат. Картотека дала нам много полезной информации, на основании которой была сделана Книга Памяти (Печорский район).
   — А почему Кожвинекий военкомат призвал так много бойцов, ведь в те годы наш край был малозаселенным?
   — В начале 1942 года на фронт стали призывать освободившихся из лагерей, потому-то и самый массовый призыв был из Кожвинского района. На войну отправились процентов 10 местного населения, остальные — освобожденные из Печорлага. Кстати, в учетных карточках этих людей значится, что призваны они из Печорлага и по какой статье отбывали наказание.
   — Какие еще документы хранит музей?
   — 1402 похоронки, тоже переданные военкоматом. Похоронки, видимо, приходили в двух экземплярах: один — родственникам, второй — в военкомат.
   Для исследователя все это — бездонный материал.
   — Ну, а что-нибудь интересное с ними связано?
   — Был у нас ветеран Петр Федорович Терентьев. На него приходила похоронка, а он вернулся с войны. Извещение о его гибели в бою хранится в музее.
   В ПИКМ хранятся анкеты ветеранов, заполненные их рукой.
   Для нас эти воспоминания ценны. Есть фронтовые фотографии. Есть письма и почтовые карточки с фронта общим числом 17 штук. Часть их передана военкоматом, часть родственниками ветеранов. Бойцы рассказывали о себе, о том, как скучают по дому и родным, спрашивали о детях.
   — Что имеется из вещей?
   — Их немного, порядка ста экспонатов. Кое-что в 70-80-е годы передали ветераны, после — их родственники. На экспозиции представлены вещи с полей боев, привезенные из Крыма участниками школьного поискового отряда. Есть солдатские ремни, планшеты, береты женщин-фронтовичек, боевые награды, тарелка-репродуктор, газеты 40-х годов, боевые листки, трофейные ложки и вилки, каски, немецкий пулемет. Есть военные одежда и обувь.
   Вас наверняка заинтересует трофейный кортик, переданный музею женой ветерана Прокопия Ивановича Жилина. П.И. Жилин взял его у немецкого генерала 22 августа 1942 года и пронес при себе всю войну до освобождения Вены. П.И. Жилин был участником Сталинградской битвы, награжден медалью «За оборону Сталинграда». Не менее интересна карта Берлина, тоже трофейная, и такой экспонат, как осколок, вынутый из тела ветерана через 27 лет после окончания войны. Осколок в 1975 году передал музею Андрей Иванович Дербенев.
   — Вещи, безусловно, интересные. Но скажите мне, проявляют ли печорцы интерес к реликвиям войны?
   — Да. Например, дети П.И. Жилина, приезжая в Печору, приходят в музеи и просят показать его вещи. Вообще же экспозиция экспонатов периода 1941-1945 годов была открыта в 1995 году, к 50-летию Победы. Печорцы ее посещают.
   — Что готовит музей ко Дню Победы в этом году?
   — Выставку из подлинных экспонатов. Приходите, будет интересно.

Беседовала Ольга ОРЛОВА.
 



О ВВЕДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА В ПЕРИОД ВЕСЕННЕЙ РАСПУТИЦЫ 2008 ГОДА ПО АВТОДОРОГАМ ГОРОДА ПЕЧОРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ главы муниципального района «Печора»
30 апреля 2008 г № 225-р

О ВВЕДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА В ПЕРИОД ВЕСЕННЕЙ РАСПУТИЦЫ 2008 ГОДА ПО АВТОДОРОГАМ ГОРОДА ПЕЧОРЫ

   В связи с наступлением периода весенней распутицы, в целях сохранения дорожного покрытия городских автомобильных дорог общего пользования:
   1. Ограничить движение транспортных средств с нагрузкой на ось свыше 1,5 тонн, а также автомобилей повышенной проходимости с односкатными колесами (УРАЛ, КРАЗ-260, ГАЗ-66, ЗИЛ-131, ЗИЛ-157 и их аналогов зарубежного производства) независимо от осевой нагрузки и назначения по всем автомобильным дорогам города Печоры с 9 мая до 14 июня 2008 года.
   2. Ограничение не распространяется на автобусы (за исключением «кунгов»), автомобили марки ГАЗ (кроме ГАЗ-66) и специально оборудованные продуктовые автомашины.
   3. Рекомендовать ГИБДД ОВД г. Печоры (Томилов П.А.) выдать предписания ОАО «ВиД» об установке на улицах города знаков, ограничивающих движение транспортных средств согласно п. 1.
   4. ОАО «ВиД» (Ведрицкас В.И.) на основании предписания ГИБДД ОВД г. Печоры установить согласно договора на улицах города соответствующие дорожные знаки до 9 мая 2008 года.
   5. МУ «Управление по делам ГО и ЧС МО» (Шадчин A.M.):
   — организовать выдачу пропусков для проезда грузового автотранспорта на период ограничения движения.
   — провести выдачу пропусков на транспортные средства специального назначения, обеспечивающие жизнедеятельность города (аварийные службы).
   6. Для получения пропусков пользователям дорог необходимо представить в МУ «Управление по делам ГО и ЧС МО» (ул. Портовая 18а) заявление, в котором указать марку транспортного средства (в т.ч. прицепа, полуприцепа), государственные регистрационные номера ТС, маршрут движения, срок перевозки, полную массу автотранспортного средства.
   7. Распоряжение главы муниципального района от 17.04.2007 г. № 216-р считать утратившим силу.
   8. Настоящее распоряжение опубликовать в газете «Печорское время».
   9. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя администрации MP «Печора» Магомадова Л.С.
 

В. ТОРЛОПОВ,
глава муниципального района—руководитель администрации




Они взрослели рано

   Сколько лет прошло, сколько знаю Александра Егоровича Торопова, а не могу не восхищаться удивительной скромностью, спокойствием и стойкостью этого человека. 10 мая ему исполняется 80 лет. Смотрю на него, и действительно получается, что жив он русской сметкой, трудолюбием и силой духа. Что ему вспомнится в свой юбилей?
   Конечно, родная деревня Бронецкая Каргопольского района Архангельской области. Грустные воспоминания: десять лет было Саше, когда умер отец, а он старший из детей. Помогал маме как мог за отца, за себя, на игры и забавы времени не было, как-то рано повзрослел.
   В 41-м умерла мать. Беда, горе, да еще в начале войны. Брата и сестру — в детский дом, а сам работал в архангельском леспромхозе. Дети войны взрослели рано. В феврале 1943-го оформили в школу ФЗО, выучился на слесаря-инструментальщика, работал. Потом ремесленное училище, после окончания его оставляют помощником мастера, работал до 49-го года, пока не ушел в армию. После армии поехал в Усть-Цильму, в село Бугаево, работал на сплавучастке. Там и любовь свою встретил — Анисью Степановну. Поженились в 1955-м. Так и живут дружно, спокойно, достойно.
   Три года назад, 11 марта, отметили редкостную дату для нынешнего молодого поколения — золотой юбилей совместной жизни. Вот уж недаром говорится: «любовь, похожая на сон» сделала счастливыми не только их двоих, но этой любви хватает и на сына, на четверых внуков и трех внучек, на двух дочерей, их семьи и на троих правнуков.
   Александр Егорович с семьей приехал в Кожву в 1961 году. На Печорской лесобазе работал трактористом, на сплавучастке — механиком топликоподъемника. И так до пенсии. Но и после пенсии еще 11 лет плотничал при Кожвинской больнице.
   Трудолюбие, честность, доброта — основные качества Александра Егоровича, а еще он очень неконфликтный человек. Хочешь знать о себе правду? Послушай, что говорят соседи. Они, конечно, соринку в глазу не пропустят, но, если уж хвалят, стало быть, есть за что. А когда спрашиваешь об Александре Егоровиче, говорят уважительно, по-доброму. Есть у него и награды: медали «За самоотверженный труд в Великой Отечественной войне» (точнее — "за доблестный труд". Прим. админ. сайта), юбилейные «50 и 60 лет Победы», «Ветеран труда», знаки «Победитель соцсоревнования», благодарности, Почетные грамоты.
   Я часто думаю, сколько же у нас таких скромных, терпеливых, замечательных людей-тружеников. На них и Россия держится! Спасибо вам, что души ваши не зачерствели от горя, от тяжелой ноши повседневных забот, что они открыты человеческой доброте и людям, которые живут рядом.


Галина ШЕСТАКОВА.




«Мы этой памяти верны»

   Прошло больше шести десятилетий, как закончилась Великая Отечественная война, но ее эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забывать солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. За Победу боролись все: солдаты и офицеры, женщины и дети. Мы в неоплатном долгу перед ними.
   5 мая в школе № 4 прошел праздник, посвященный Дню Победы «Мы этой памяти верны». Ребята к празднику рисовали рисунки и писали сочинения о своих прабабушках и прадедушках, которые в годы войны защищали нашу Родину. Эти сочинения не только представления детей о войне, а реальные факты из жизни людей, воевавших в те страшные годы.
   На празднике дети услышали воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Ивана Савельевича Гайдука.
   Он был почетным гостем праздника.
   Попал Иван Савельевич на фронт, когда ему не было и 18 лет. Многое пришлось пережить молодому солдату: и участие в прорыве сквозь оборонительные рубежи фашистов, и тяжелое ранение, и госпиталь, и освобождение Украины.
   «Война — невеселое занятие, кровопролитное, горькое», — так сказал о войне бывший солдат. Он пожелал ребятам жить на мирной земле, быть трудолюбивыми и примерными.
   На празднике звучали старые военные песни, особенно дорогие сердцу ветерана. Рассказ Ивана Савельевича сопровождался стихами о далеких сороковых годах. Такие встречи сближают и объединяют нас, людей разных поколений.
   Завершился этот праздник шествием детей на площадь Победы, где ребята возложили цветы и гирлянду из воздушных шаров к памятнику «Никто не забыт, ничто не забыто».


Ольга СТАРИКОВА.


Дети о 9 Мае и о войне

   Порой из уст ребенка можно услышать удивительные вещи. Конечно, он еще многого не знает и пока не понимает правил жизни взрослых людей, но именно поэтому его рассуждения бывают весьма любопытными.
   Накануне 9 Мая мы обратились к нескольким ребятам со следующими вопросами: что они знают о предстоящем празднике и нужна ли, по их мнению, война? В детском саду помимо этого детки рассказали небольшие стихотворения.

НИКИТА, 6 ЛЕТ:

   — 9 мая солдаты отстояли мир. Они отдали жизнь, чтобы спасти наш город от войны. Она нам не нужна.
  
   За все, что есть у нас сейчас,
   За каждый наш счастливый час,
   За то, что солнце светит нам,
   Спасибо доблестным солдатам,
   Что отстояли мир когда-то.
   Спасибо армии Российской,
   Спасибо дедам и отцам.

НИКИТА, 6 ЛЕТ:

   — Погибшим поставили памятник — Вечный огонь и возле него две статуэтки.
   Война нужна, чтобы враги не разрушили наш город. Она будет идти в другом месте, а не у нас.

СЕРГЕЙ, 10 ЛЕТ:

   — 9 мая — это день, когда мы разгромили Берлин. Фашисты долго сопротивлялись, но наши отбили. Тогда немцы заключили с русскими договор, чтобы война закончилась. Но все равно даже после этого где-то в лесах оставались захватчики.
   Знаю, что самыми первыми начали воевать наши пограничники, когда был нарушен договор Германии с СССР. Фашисты собрали армию и напали. Самой первой на их пути была Брестская крепость. Люди, которые там находились, на стенах писали: «Мы будем держаться, пока все не умрем».
   Я считаю, война не нужна, хотя некоторые говорят, что ею решается все. Вот американцы начали войну с Ираком, потому что у тех много нефти. Они могли бы договориться с Ираком, чтобы им дали нефть. И если бы иракцы не согласились, то обратились бы к другой стране. Зачем начинать войну?

МИША, 9 ЛЕТ:

   — Я знаю, что 9 мая 151-я и 153-я дивизии над Рейхстагом подняли наше красное знамя.
   Напали они 22 июня в 4 часа утра. Сталин не верил сначала. Он сказал, что это провокация немецких генералов, а вот когда немцы уже всерьез подобрались к Москве, тогда уже Сталин поверил.

АЛЕША, 9 ЛЕТ:

   — 8 мая 1945 года фашисты подписали бумаги, что они сдаются. Наши думали, что уже все, конец войне, расслабились. Командиры же предупредили: «Не расслабляйтесь». И если бы фашисты еще захотели повоевать, тогда бы, наверно, мы не знали, кто выиграл. Потому что фашисты хотели сделать атомную бомбу, которая бы все разрушила.
   В некоторых случаях война важна, а в некоторых нет. Если кто-то говорит, что не нужна, то они правы, потому что все-таки на войне погибают люди, дети сиротами остаются. Некоторые считают, что война нужна. Это тоже правильно. Нужна, чтобы доказывать свою правоту.

Алина, 8 лет:

   — В период с 1941 по 1945 годы шла Великая Отечественная война, и 9 мая наши победили, разгромив все фашистское оборудование.
   Война редко нужна. Если кто-то напал на какую-то страну, это значит, что началась война. В основном нужен мир.
 

Подготовила Елена ФИЛИППОВА.

 

вернуться