СТАТЬИ 2009 г.


© "Печорское время", вторник, 20 января 2009 года.
© Этот текст форматирован в HTML — www.pechora-portal.ru, 2009 г.
 
 

 
"Печорское время", вторник, 20 января 2009 года.
№ 8 (12397)

 


 

Хороший почин

  С утра до вечера курсируют городскими маршрутами автобусы с пассажирами, в том числе и частные, принадлежащие некоммерческому предприятию «Автолайн», где руководителем Марина Александровна Хомич. Снуют неуклюжие на вид разного цвета «Газели» от остановки к остановке, работают, как часы, в чем немалая заслуга руководителя, умеющего эффективно решать все возникающие проблемы. Это раньше, помню, на моей малой родине по часу и более ждали автобуса, причем неизвестно было, сумеешь ли втиснуться хотя бы бочком. Сегодня общественный и частный транспорт всегда готов к услугам пассажиров. Поезжай, куда твоей душеньке угодно. Правда, для людей пенсионного возраста, для кого льготный билет за 145 рублей, не всегда выгодно.
   Стоимость проезда весьма ощутима — лишний раз не поедешь. Льготный билет, конечно, оправдывает себя, особенно для тех хорош, кто еще трудится. Плохо, что приходится ждать немало времени в любую погоду. Частные ,две-три машины успеют пройти. Или, допустим, дождь, ветрище, мороз, ноги еле слушаются, а идти надо — человек с палочкой мог бы сесть на любой автобус, будь там оплата для них поменьше, так нет же — стой и жди того, что с синенькой табличкой. Да и расписание мало кто знает. Вот, помнится, в ставшие далекими советские времена, когда еще не было автобусной конкуренции, точнее — частников, на каждой остановке любой пассажир мог, взглянув на желтого цвета табличку, получить интересующие его сведения: какой автобус здесь останавливается, в какое время появляется, во сколько начинает и заканчивает движение. С некоторых пор такое удобство сочли излишним, а потому не то что таких сведений не узнаешь, а и остановки самой не сразу найдешь, если ты, скажем, приезжий.
   Надо отдать должное: есть среди многочисленных автособратьев один автобус светло-желтого цвета («ПАЗик», маршрут № 6), где, как мне сказали, водитель с бородкой и которого, как доброго друга, поджидают нынешние пенсионеры. Почему? Да потому, что, согласно объявлению, правилом здесь не только исключительная вежливость, но и трехрублевая скидка для пенсионеров. Вроде бы и немного, а раза три проедут, глядишь, десятку почти сэкономят — уже полбулки хлеба. Именно об этом поведал мне водитель Николай Владимирович Ярошенко, чье имя, надо сказать, не одно десятилетие в Печоре на слуху, особенно в области спорта. Без малого 30 лет, как он впервые сел за баранку (за рулем автобуса — последние десять лет). А вообще с 1978-го по 1990 годы работал на дноуглубительной земмашине «Печорская-212» (ВПТУ), на которой избороздил матушку-Печору от Троицко-Печорска до Нарьян-Мара, причем вырос профессионально до командира. Коллектив под его руководством неоднократно завоевывал призовые места в социалистическом соревновании среди судов землечерпательного флота бассейнового управления пути. Именно коллектив, в котором трудился, стал для Николая источником всех положительных качеств, характерных для него и по сей день.
   «Стержневые люди были, с золотыми руками», — говорит он о товарищах, с кем был рядом долгие годы. Отсюда и неподражаемая уважительность к людям, в том числе и к старым, и пожилым, желание, пусть в ущерб себе, но хоть как-то помочь. «Смотришь, — рассказывает, — как стоят они, немощные, скромно одетые, мерзнут, ездят в аптеку за льготными лекарствами, да порою не один раз, так как тех довольно часто не бывает... Жалко становится. Вот и надумал хоть чуточку компенсировать». Да, прибыль в данном случае меньше, много теряется. Но неужто сейчас и впрямь все и вся подчинено погоне за наживой? Неравнодушие — оно ведь дорогого стоит. С одной стороны, теряешь, с другой — находишь.
   Между прочим, приятно общаться с людьми, подобными Николаю Владимировичу. Без малого под пятьдесят лет ему, но на вид смело можно скинуть лет двадцать. А все потому, что присущ ему активнейший образ жизни. Постоянный участник и многократный победитель в различных видах спортивного многоборья (бег, плавание, лыжи и др.), он находил время не только для работы и спорта, но и для общественной, комсомольской деятельности, для поглощения моря знаний, черпаемых в познавательной и художественной литературе. Кстати, по комсомольской линии в 1985 году ему выпадала высокая честь — быть участником Фестиваля студенческой молодежи в столице нашей Родины — Москве.
   В те незабываемо горячие годы молодости заработанные средства позволяли немало поездить по белу свету, попутешествовать. («На нынешней работе не разбогатеешь!») Где он тогда только не побывал! Куба, Индия, Франция (Париж), Чехословакия, Голландия... На Кипре, будучи рабочим, даже раньше нынешних олигархов успел побывать. И всюду интересовали, поражали его неординарность быта других народов, традиции, культура, отличные от наших. К примеру, рассказал собеседник, замечательно живут пенсионеры в Голландии. В частности, такой эпизод: если в семье одна из сторон уйдет в мир иной, то оставшемуся выплачивается 80 процентов пенсии умершего супруга (или супруги). Или такая деталь: на Кипре преподаватель, будучи служащим, интеллигентом, ничуть не гнушается физическим трудом — закончив урок, запросто может взять лопату и копать землю.
   Много лет назад в связи с наступлением всесоюзного развала, политической и экономической неразберихи пришлось оставить свою основную профессию, избрав новую. Произошла такая «метаморфоза» почти безболезненно, поскольку, как признался водитель, человек он мобильный: где шапку кинул, там и остановка. Хотя, говорит, на реке, конечно, вольность, простор, коллектив, чувство локтя более ощущается.
   Нельзя не сказать и о том, что, как человек широкой, вольнолюбивой натуры, едва ли не с детства привержен Николай Владимирович к рыбалке и охоте. «Лес — это моя давняя любовь, — констатирует он в разговоре. — Всю свою энергию только там и черпаю, по мере возможности, и сюда привношу».
   «О наградах спрашиваете? Скажу я вам: кубков, грамот, прочего — всего более чем достаточно, да не привык, — продолжает он, — трясти я старыми медалями. Если честно, люблю Россию нашу бедовую, красавицы березки ее... А настроение — оно идет от людей, от того, как мы с ними обходиться будем. И не стоит только обо мне речь вести — все одинаково работаем. Очень много от кондуктора зависит. Мне и пассажирам повезло на нее». С полгода, как впервые вышла на смену молоденькая, хрупкая на вид, скромная и миловидная Марина Кошелева, но экипаж этой «боевой машины» давно уже снискал вполне заслуженное уважение среди пассажиров. «Вы уж, пожалуйста, напишите о них!» — горячо просили об этом ветеран Великой Отечественной войны А.Г. Лудников и ветеран труда Печорской РЭБ Л.П. Береснев. Не сомневаюсь, что готовы присоединиться к ним десятки, а точнее, уже сотни благодарных пенсионеров.
   Обратила внимание на лежавшую возле водителя на капоте горстку леденцов. «Это на всякий случай: вдруг кто-то из детишек закапризничает. А кто посмелее, и сам, бывало, не робеет угоститься». Обратила внимание и на большого размера цифру 6 — удобно, видно издалека; на то, что нередко многие машины выезжают на линию, что называется, замызганными, а этот автобус даже после дождя, слякоти — всегда чистый. Приятно ездить с кондуктором и водителем, для которых вежливость, внимание, корректность — превыше всего. И люди им платят тем же.
   Интересную притчу привел в беседе Николай Владимирович: «Вот кружит в небе орел, а на земле лежит птичка вверх лапками. Спрашивают ее: «Ты что делаешь?» Отвечает: «Сейчас огромное небо упадет на меня». «А ты разве удержишь его?» «Ну, хоть что-то делаю». Видимо, Николай Владимирович хотел этим сказать, что в любой даже очень сложнейшей обстановке, как бы ни, было тяжело и безрадостно, нужно не сидеть сложа руки и ждать неотвратимого конца, а делать свое скромное дело для пользы людей. И, надо сказать, он его делает отлично.
   Рядом с водителем — завораживающая детей шевелящаяся, будто живая, черепаха — талисман удачи. Так пусть же эта удача находит здесь свою постоянную прописку!
   Первым сделал почин в пользу ветеранов-пенсионеров и учащихся Н.В. Ярошенко. Спустя время появилась еще одна «шестерка» «Автолайна», проезд в которой тоже стал дешевле на три рубля. Похвально, конечно, если эта услуга надолго и из добрых побуждений. Это еще раз свидетельствует о том, что не перевелось еще на Руси чувство благородства и не все на свете измеряется рублем.

Надежда ЕРЕМЕНКО.

Свинина заражена диоксинами.

   В Россию поступила свинина ирландского производства, зараженная диоксинами. Соответствующая информация поступила в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Коми из Международной сети органов по безопасности пищевых продуктов.
   В Российскую Федерацию было поставлено несколько партий произведенной из этой свинины продукции, общим объемом 49932 килограмма, получатель продукции — фирма Granservice, город — Санкт-Петербург.
   Кроме того, мясо, зараженное диоксинами, поставлялось на шесть предприятий в ФРГ, где было переработано в мясные изделия, и есть вероятность поступления его в Россию.
   Руководителям предприятий торговой сети и потребителям при обнаружении указанной продукции необходимо информировать Управление Роспотребнадзора по Республике Коми и его территориальные отделы.

«Комиинформ».

Показатели далеки от европейских

   Вопросы межведомственного взаимодействия в профилактике суицидов на территории Коми обсудили на заседании Межведомственной комиссии по здравоохранению и социальному развитию при Экономическом совете республики, которое прошло под председательством замглавы Коми Ирмы Кутаевой.
   Как отметил в своем выступлении министр здравоохранения Коми Михаил Мурашко, ситуация по суицидам в республике уже в течение нескольких лет остается без изменений, и, несмотря на предпринимаемые различными ведомствами усилия, существующие показатели далеки от европейских. По мнению министра, путь по которому пытались идти ранее — «минимизировать стрессовые факторы — это путь в никуда, необходимо менять подход и воздействовать на окончательную реакцию организма на выход из кризисной ситуации».
   Повышением стрессоустойчивости и психической защищенности жителей республики необходимо заниматься не только соответствующим министерствам, но и привлекать к этому национальные общественные объединения и религиозные конфессии.
   Кроме того, муниципалитетам также следует подумать над решением проблемы исходя из местных условий, поскольку, как показывает статистика, уровень самоубийств отличается в разных муниципальных образованиях. Так, например, в сельских районах он гораздо выше, чем в
городах, однако прямой зависимости от уровня безработицы или влияния других социально-экономических факторов не наблюдается.
   Участники заседания приняли решение о необходимости разработки республиканского плана мероприятий по предупреждению суицидов среди населения, рекомендовано разработать аналогичные планы и главам муниципальных образований республики.

«Комиинформ».

Ледниковый период на Печоре

   Климатические катаклизмы последних лет, явные изменения погодных условий в сравнении даже со временем 20-30-летней давности сегодня очевидны всем. Что происходит? И было ли нечто подобное в прежние времена? Эту тему сегодня обсуждают многие. Вот и в письме в редакцию ветерана труда Н.А.Федосеева затрагиваются эти вопросы.

   «В Кожвинской больнице рассуждали о ледоходе на Печоре, — пишет автор. — Один молодой человек доказывал, ссылаясь на рассказы стариков, что бывали времена, когда Печора вообще не вскрывалась ото льда. «Не может быть», — загудели на него. Между тем такое действительно было во времена царствования Бориса Годунова. Земля попала в облако кометы. Всё заморозило. Три года не собирали урожай. По Чёрному морю в июне ездили па санях в Константинополь. Был страшный голод. Царствование Бориса Годунова было неудачным, тяжелым. А ранее, в прежние годы, на Земле были малые оледенения, из-за них перемещались целые народы...»
   К сожалению, мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть слова о «временах, когда Печора вообще не вскрывалась ото льда». Но так называемый малый ледниковый период — глобальное похолодание — действительно был. По поводу временных границ его есть разные мнения: одни называют его началом середину XVI века, другие ученые считают, что малый ледниковый период начался значительно раньше — в XII-XIII веках. Существует деление малого ледникового периода на три стадии. Причём наиболее холодной была третья стадия (условно с начала XII — до начала XIX веков). Тогда пониженная активность Гольфстрима совпала по времени с наиболее низким (после V века до н. э.) уровнем солнечной активности.
   Из истории известно, что в начале XVII века «в Европе резко снизилась среднегодовая температура. Гренландия — Зеленая земля — покрылась ледниками, и с острова исчезли поселения викингов. Замерзли далее южные моря. По Темзе и Дунаю катались на санках, а Москва-река полгода была надежной площадкой для ярмарок».
   Согласно литературным источникам, «в России малый ледниковый период ознаменовался, в частности, исключительно холодным летом в 1601, 1602 и 1604, когда морозы ударяли в июле-августе (что приводило даже к ледоставу на Москве-реке), а снег ложился в начале осени. Необычные холода потекли за собой неурожай и голод». Причём голод достиг чудовищных размеров. По некоторым данным, в России в те годы вымерла треть населения.
   Именно об этом периоде и рассказывает в своём письме Н.А.Федосеев.
   Известный в нашей республике ученый-историк И.Л. Жеребцов, говоря об этом периоде относительно территории Коми края, ссылается, в частности, на Вычегодско-Вымскую летопись: «Лета 7110 (1602 г. — И. Ж.) много людей государевых померло, голод великий был два лета. Пермяки (коми — И.Ж.) многие в голод тот разбрелись по вятским и сибирским городам, а инии померли с неядения». В результате, как пишет И.Жеребцов, «в ряде волостей в 1586-1608 гг. население сократилось, или же его прирост замедлился...». По его сведениям, к середине 40-х годов в Коми крае осталось около 15,7 тыс. жителей (вместо 19 тыс. в начале XVII века), а «некоторые районы (Вымская земля, Прилузье) обезлюдели почти наполовину...».
   Впрочем, аномально холодные зимы на нашей планете бывали и раньше, и позже названного времени. В разных источниках можно вычитать такие, например, невероятные на первый взгляд данные: «В зимы 401 и 801 годов «затвердели волны» Черного моря». «В 1010 — 1011 годах морозы сковали турецкое побережье Черного моря, ужасные холода достигли Африки, где низовье реки Нил было покрыто льдом». «В 1210-1211 годах замерзали реки По и Рона. В Венеции по замерзшему Адриатическому морю ходили обозы». «В 1326 году замерзло все Средиземное море». «В 1558 году целая армия в 40 000 человек стояла лагерем на замерзшем Дунае, а во Франции замерзшее вино продавалось кусками на вес». И так далее.
   Данных об аномально низких летних температурах в Печорском крае и о том, что река вообще не вскрывалась, не удалось найти и в источниках по истории Коми. Скорее всего потому, что наши места в те времена были крайне мало заселенными. Так что мы можем делать предположения, только ссылаясь на факты аномальных холодов, зафиксированных в значительно более южных широтах. Ведь если «в июле - августе был ледостав на Москве-реке», то Печора вполне могла в такой год «не успеть» освободиться ото льда.

Валентина СЕМЯШКИНА.

Родионово

   110 лет назад, в 1898 году (по некоторым документам, в 1897-м), крестьянин из Соколова Родион Пастухов, из-за разлада с покосами вынужденный искать новое место, основал на левом берегу Печоры, в 20 километрах от родного села, деревеньку, получившую впоследствии его имя — Родионово (Родион).
   Жители Припечорья знают этот населенный пункт под коротким названием Родь. Теперь уже мало кто помнит, что первое название выселка было иное — Самоедский ручей. Произошло оно от имени протекающего мимо ручья, на берегу которого обычно останавливались при переходах оленеводы-ненцы (самоеды).
   По данным Энциклопедии Республики Коми, в 1905 году в выселке по-прежнему числился один двор, в котором было 14 жителей (5 мужчин и 9 женщин).
   На карте 1918 года деревня ещё называется Самоедский ручей (второе название Родион), В 1920 году здесь уже 9 дворов, 45 жителей; в 1926 — 11 дворов, 70 жителей.
   В начале тридцатых годов в деревне насчитывалось около двух десятков домов. До конца пятидесятых здесь находился колхоз «Путь к коммунизму». В связи с укрупнением колхозов его хозяйство влилось в состав колхоза «Луч» (Соколово) на правах бригады. Часть населения переехала на жительство в соседние Уляшово и Соколово. К 1970 году население уменьшилось до 29 человек. В 1992-м в Родионово жил уже 1 человек. Деревня потеряла свое прежнее значение и служит сегодня местом отдыха для туристов, рыбаков, грибников-ягодников.

«Комиинформ».

Из истории пароходства

   «Судоходство по реке Печоре в XIX- начале XXI веков. Очерки истории» — так называется новая книга о Печорском речном пароходстве, с которой можно познакомиться в читальном зале центральной библиотеки.
   Инициатор и автор издания Руслан Александрович Рочев — майор внутренней службы в отставке, почётный ветеран МВД, активный участник общественного ветеранского движения нашей республики, краевед.
   Начало судоходства на реке Печоре, как Известно, связано с предпринимательской деятельностью В.Н.Латкина, М.К.Сидорова и А.М.Сибирякова. «В 1840 году предприниматель В.Н.Латкин и его зять М.К. Сидоров организовали для заготовки и сбыта леса «Печорскую компанию», начали лесоразработки, принимали энергичные меры по изучению и развитию водных путей Печорского края... В августе 1864 года северную реку «разбудили» первые пароходные гудки. Пароход, снаряженный купцом М. Сидоровым, носил одноименное с рекой название «Печора». В 1880 году на Печоре развернулось регулярное судоходство. В 1910 году речной фарватер бороздили уже 20 судов, а в 1912 году печорская флотилия состояла из 16 паровых судов и 30 барж...» — это лишь короткие начальные вехи длинной и богатой событиями истории развития судоходства, на великой северной реке.
   Книга в значительной степени раскрывает далеко не всем известные страницы этой истории. Автор её приводит интересные сведения о работе речников в годы Великой Отечественной войны, о строительстве железнодорожного моста через Печору, рассказывает о династиях речников Федосеевых, Ануфриевых, Рочевых, Семяшкиных, Сметаниных, Хозяиновых...
   Книга богато иллюстрирована, в том числе фотографиями, запечатлевшими как людей, оставивших след в истории пароходства, так и курсировавшие по Печоре в разные годы суда.
   Кстати, издание увидело свет в московской типографии ФГУП «Издательство «Известия» Управления делами Президента РФ, а издать её автору помогло Министерство промышленности и энергетики Республики Коми (правда, тиражом всего в 250 экземпляров).
   Думаю, что новая книга будет интересна всем печорцам, а особенно ветеранам пароходства и бассейнового управления пути, сотрудникам и курсантам Печорского речного училища, детям и внукам речников-ветеранов, всем, кто интересуется историей нашего края.
   К сожалению, в книге есть неточности, и очень не хотелось бы, чтобы они переходили из издания в издание. Поэтому центральная библиотека предлагает печорцам — речникам, членам их семей, местным краеведам — всем, кто с ней ознакомится, оставить свои замечания, поправки, предложения в специальной тетради в читальном зале библиотеки. Пусть наша коллективная память поможет сохранить для потомков историю Печорского пароходства максимально правдивой.

Ирина СЫПЧЕНКО,
библиотекарь.

Крещение

   Крещение — один из самых известных и почитаемых в народе праздников. В Печоре стало традицией совершение обряда освящения воды в проруби на р. Печоре священниками местных храмов. 19 января 2009 года обряд водоосвящения провел отец Константин, священник храма Крестителя Господня Иоанна. К проруби, вырубленной в виде креста, началось настоящее паломничество горожан. Это хорошо видно на снимке. С каждым годом их число увеличивается.
   В этот день одни приходят, чтобы взять из реки освященной водички, а другие, экстремалы по духу, чтобы искупаться и символически начать жить заново. Ведь не случайно в Печоре уже более 30 лет существует клуб любителей зимнего плавания. Именно члены этого клуба ежегодно готовят ледяную купель к празднику Крещения. Самым «культовым» моржом г. Печоры является Николай Савельев, настоящий товарищ, прекрасный семьянин и работник, хороший спортсмен. Именно он стоял у истоков зарождения клуба и печорской проруби. Сейчас клуб насчитывает более 100 человек.
   Печора, как утверждают печорские моржи, — единственный город в республике, где клуб любителей зимнего плавания всецело получает поддержку от администрации МР «Печора». Именно в Печоре клуб имеет наиболее цивилизованные условия для зимнего плавания: теплое помещение с раскаленной печкой-буржуйкой, возможностью отдохнуть и попить в балке чаек, настоянный на травах и предложенный хозяйкой проруби Надеждой Косныревой. Несмотря на свой возраст, она является образцом для подражания.
   Активное участие в благоустройстве балка, заготовке дров и других жизненно важных для клуба мероприятиях принимают настоящие ценители и почитатели зимнего плавания: Виктор Кизюкевич, Владимир Попов, Иван Смотеско, Игорь Оводенко, Наталья Студеникина, Олег Фомин и многие другие. Особенно хочется отметить семью Сергея Краснолобова. В проруби купаются все: и взрослые, и дети — сыновья Андрей и Юрий. Именно в этом я вижу преемственность здорового образа жизни ячейки общества. Кстати, в семье Степановых культ холодной воды также исповедует жена и дочь Ольга.
   Насколько заразительно и популярно это занятие, показывают периодические «купальные» вояжи, совершаемые к печорской проруби моржами из других городов Коми.

 Евгений СТЕПАНОВ,
член клуба любителей зимнего плавания.

* * *

   Совет ветеранов Внутренних войск города Печоры с глубоким прискорбием извещает о смерти ФИЛАТОВА Григория Михайловича, майора запаса, 1951-го года рождения, участника боевых действий в Чечне.
   За время действительной военной службы награжден многочисленными медалями, в том числе тремя за безупречную службу. Союз ветеранов выражает искреннее соболезнование семье и близким покойного и глубоко скорбит вместе с ними. Отличный семьянин, заботливый мужи отец, грамотный и умелый специалист, отзывчивый и добрый товарищ — таким Григорий Михайлович навсегда останется в сердцах и памяти его сослуживцев и боевых друзей.
 

* * *

   20 января исполняется 40 дней, как ушел из жизни дорогой отец, брат, дедушка ПОЛЯКОВ Виталий Александрович. Всех, кто знал и помнит его, просим почтить память вместе с нами.

Родные.

 

вернуться