МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ/СТАТЬИ


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.
 
 
 
 
Статьи Сергея Ширкова о музыке и музыкантах
 
 

    Доброго времени суток друзья... вот решил поделиться с вами толикой того, к чему мы все приходим рано или поздно... Философия звука и созерцание тишины, попытка нашего разума, минуя симбиозное состояние, растворится в окружающем нас мире... Мире фантазий и воздушных цитаделей.... Всё это несет с собой медитативные направления в музыке.... Их много и мы с вами лишь попытаемся открыть дверь в этот дивный и прекрасный мир.... Не надо искать логику построений в моих обзорах... Я действую по наитию, то бишь без особых затей. Беру диск, вставляю его в деку и пытаюсь перевести сказочно необъятный мир созвучий, шорохов и всплесков чьих-то сознаний, в сухой, но по возможности более-менее читаемый вариант... как это всё получилось — решать вам...



"
Amethystium"

 

   "Amethystium". Моё первое знакомство с сим замечательным коллективом произошло в 2001 году, мимоходом с другом в Питере набрали дисков, среди них оказалась эта странная пластинка со стрекозой на обложке... А впрочем, я отвлёкся... Их манера материализации своих эфемерных слуховых галлюцинаций довольно таки своеобразна. Они работают на стыке жанров, успешно делая гремучею, но довольно приятную на вкус смесь ambient, new age, electronica, dark wave, и просто всевозможных этнических напевов. Трудно представить, саму возможность такого грамотного и мягкого сведения в один трек песнопений буддийских монахов и древние рулады кельтских мелодий. Но им это удалось, и поверьте мне удалось как никому другому... Их альбомы (все три, что я слышал) атмосферны и проникая в сознание растворяют тебя в себе, заставляя хотя бы на короткий миг выпасть из нашего железобетонного окружения в коем мы обитаем, в мир свежих ветров, незримую и многогранную игру солнечных лучей, кои продираются сквозь кроны вековых деревьев... Каждая песня словно Гимн, отдаёт величием... Но в этом величии нет ни капельки пафоса, лишь ощущение дороги, что ведет нас в глубь веков, туда, где скрыто само понятие Истоков Сознания...
   Принято считать, что вся электронная музыка искусственна сама по себе и на вкус подобна куску пластика, но это "правило" не в коей мере нельзя применять к данному коллективу или вернее будет сказать к автору
24 летнему норвежскому студенту который записал дебютный альбом практически в бытовых условиях. Он сумел вдохнуть такой запас жизненной энергии в своё творение, что, на мой взгляд, из этого колодца можно черпать даже в том случае, если вы слушаете эту пластинку далеко не в первый раз... И поверьте мне – каждый раз она будет сиять новыми, доселе незаметными гранями, словно это и в самом деле аметист лежащий на дне горного ручейка, ручейка который наполняет свежестью наши с вами унылые и серые будни...
   Ps: если вы решили первый раз испить из этого источника
советую приобрести их новую пластинку "Emblem (Selected Pieces)" которая выйдет 10 октября сего года. Она будет содержать 13 композиций из первых трех альбомов и две совершенно новых композиции, не вошедшие в предыдущие альбомы. Но это не будет банальный сборник "the best of greatest hits" как можно подумать вначале, все композиции будут заново переаранжированы и соответственно заново перезаписаны...

 

Роберт Рич

   Доброго времени суток друзья.… Сегодня предлагаю копнуть немножко глубже и попытаться задеть целый пласт эмбиент культуры, который (как мне кажется) лишь из скромности ниже описанного музыканта не назван в его честь. Его имя Роберт Рич (Robert Rich). Каждый его альбом, представляет некую завершенную форму абстрактного музыкального ландшафта. Его пьесы словно незримый путь, они уносят нас с вами, в такие дали нашего разума, что возникает сомнение в реальности окружающего мира. Они как звериные тропы в лесу только на первый взгляд кажутся хаотичными и петляющими, но стоит приглянуться и сразу видно, что в них заложена некая определённая последовательность и закономерность, полная удивительных метафор... Он как истинный Творец старается не допускать перегибов и наслоений в своих музыкальных полотнах, видно, что пословицу “всего хорошего – понемножку” он знает не понаслышке.… В основном, вся звуковая палитра выходящая из-под его пера – это полностью сольная работа. Вернее даже не работа, а эксперимент со всем тем многообразием довольно редких и сладкозвучных инструментов коими так богат Восток (кавале, цимбалы, сарод и прочее), ну и, конечно же – с так называемыми “библиотеками звуков” которые он извлекал во время затворничества в своёй студии из бескрайних просторов и глубин своего разума. В его проектах участвуют музыканты, одни имена которых ввергают любителей new age/world в гипнотический трепет: Дэвид Торн (David Torn), Лиза Москау (Lisa Moskow), Ханс Кристиан (Hans Christian), Форест Фэнг (Forrest Fang), Марк Форри (Mark Forry), Пранеш Хан (Pranesh Khan), Стив Роуч (Steve Roach), Брайан Вильямс (Brian Williams), более известным под своим псевдонимом Lustmord, а также многими другими.… Кстати, раз уж мы с вами затронули тематику его экспериментов (над нашим сознанием в частности) – позвольте мне, для более полного осмысления, рассказать о его первых концертных опытах скромно названых "Sleep Concerts" и "Trance Concerts". В далёком 1982 году в спальных помещениях Стэндфордского университета он проверял влияние неких психоактивных звуковых форм на подсознание – при помощи многочасовых представлений (длившихся всю ночь), созданных специально для поддержания гипнотического состояния у спящей аудитории. Второй концерт, о котором я упомянул выше – представлял собой действо, длившееся весь вечер, которое воплотило в себе всю палитру достижений Роберта в сфере его экспериментов с импровизационной музыкой…
   При прослушивании его альбомов (по крайней мере, у меня) перед глазами постоянно в абстрактной форме всплывают образы... они всплывают внезапно, словно айсберги в ночной мгле и так же незаметно растворяются в тумане сознания... Они каждый раз по-новому строят своё видение слепка нашего рассудка. Вот, к примеру, возьмём альбом 1991 года "Gaudi" (девять сказочных треков). Я не скажу что это его лучший альбом, но, как и любой другой – несет в себе некую форму закодированной информации... И не смотря на кажущуюся общую целостность музыкальной палитры – каждая мелодия имеет как бы свою опору, от которой приходиться отталкивать свои образы, и вот тут главное – не пытаться узреть их такими, какими их представлял автор, а разглядеть в них что-то своё и именно тогда они откроют вам ту грань видения мира, которая скрыта от непосвященных.… Если вы не против, тогда я попробую рассказать что узрел при прослушивании этой пластинки в последний раз:

1. Ощущения подкрадывания, шагов и тревоги… удары в бубен напоминают поступь уставшего шамана, которому вроде и надоело вызывать природную стихию, ан надо…
2. Караван что бредёт сквозь пески... Путь близок к завершению, поэтому, несмотря на накопленную усталость в воздухе чувствуется атмосфера предстоящего празднества встречи с близкими людьми, которых долго не видел…
3. Весна… Снег неохотно уступает свое место маленьким зеленым островкам проталин, он как умирающий мим - жалобно оседает под ещё робкими попытками солнца расправить сгорбившиеся за зиму плечи…
4. Величие гор Тибета… Порывы ветра, что колышут облачные шапки далеких вершин… Усталая поступь путника, возмущенный шорох гальки, что осыпается из-под его ног…
5. Предрассветные сумерки на обрыве... Где-то позади - кряхтит ворчливый старый лес, которому так и не дали толком выспаться, впереди неспешно несет свои воды река…. Солнечные зайчики, словно юные дельфины кувыркаются и играют в прибрежных заводях.… Всё пробуждается…
6. Пещеры… Эхо, порождаемое отдаленной капелью, блуждает по величественным залам в поисках выхода…
7. Тоскливо бродит свои осенние хороводы ветер, кружа опавшей листвой.… Чувствуя приближения зимы, птицы начинают поспешно покидать насиженные гнездовья…
8. Древняя Русь, полная тайн и загадок… Обретение Веры…
9. Туманные образы плывут перед глазами... Ожидаешь, появление чего-то глобального, но оно проходит где-то рядом, на границе нашего сознания и снова растворяется в тумане…

   PS: Что ещё можно добавить к словам коллег о нём – “он один из великих музыкальных медиумов-мистификаторов, позволяющих людям прикоснуться к духу чего-то гораздо более сложного и глубокого, чем просто музыка”? Лично я полностью с этим согласен…

 

ваши отзывы на форуме