ПОРТАЛЬНЫЕ ВЕТКИ САЙТА/"ВЛАДИМИР РУСАНОВ"


© www.pechora-portal.ru, 2002-2006 г.г.

 

«Геркулес»
Двухмачтовая парусно-моторная гафельная шхуна

 

 

История судна:

   Двухмачтовая парусно-моторная гафельная шхуна (иначе — "моторно-парусная зверобойная шхуна") Шпицбергенской экспедиции В. А. Русанова. Построена из дуба а 1908 г. в пос. Росендаль в Харлангере (Норвегия) для рыбного и зверобойного промысла в полярных морях, принадлежала акционерному обществу "Эльф" в Христиании (ныне Осло). В 1912 г. куплена В. Русановым для организации Министерством внутренних дел России экспедиции по обследованию угольных месторождений Шпицберген, арх. (кап. А. С. Кучин). В июне "Геркулес" покинул Александровск (ныне Полярный) и в течении 1,5 месяца работал на Шпицбергене. В авг. "Геркулес" пересек Баренцево море и достиг Новой Земли, где в становище на берегу пролива Маточкин Шар Русанов оставил 18 августа записку о возможном дальнейшем пути на восток по Северному морскому пути, после чего судно пропало вместе с экипажем и научным персоналом (12 чел.). Именем „Геркулес" назван остров в Карском море, где в 1934 году (гидрографом с моторно-парусного бота "Сталинец") обнаружен знак экспедиции (столб) с надписью "Геркулес 1913". В 1936 г. на безымянном острове в Карском море (ныне остров Попова — Чухчина) в шхерах Минина обнаружены вещи членов экипажа "Геркулеса". В 1973-1977 гг. специальная экспедиция, организованная газетой "Комсомольская правда", оставила на острове знак-памятник экипажу "Геркулеса". Судьба шхуны как равно и всех членов команды остаётся невыясненной до сих пор.
 

Технические характеристики:
 

    Длина 22,4 метра, ширина около 6 метров, осадка 2,5 метра, валовая вместимость свыше 63 тонн, скорость под мотором — до 6 узлов

    Литература: Корякин В. С. Владимир Александрович Русанов. М., 1987; Пасецкий В. "Геркулес" исчезает во льдах. М., 1961. Сов.Энциклоп.Сл.М., 1987.


© Составитель — Игорь Дементьев, 2005 г.

 

вернуться